МедиаТерра
строительство и ремонт
строительство и ремонт
Главная страница
Поиск по сайту:
Строительные материалы
Инструкции

Скоростное всесезонное монолитное строительство: пора решать проблемы.

Скоростное всесезонное монолитное строительство: пора решать проблемы.

Автор: Зиневич Л.В
Источник: ssst.ru
12 сентября 2007 года

Аннотация: Рассматриваются основные актуальные аспекты монолитного домостроения в трёх направлениях:

  • перспективы монолитного бетона;
  • проблемы нормативного обоснования проектных решений;
  • технология тепловой обработки бетона в скоростном монолитном домостроении.

Выполняется обзор существующих проблем монолитного строительства, на которые необходимо находить ответы в ближайшем будущем. В общем, освещаются проблемы и достоинства монолитного строительства, нормативной базы, необходимой для его реализации, технологии возведения монолитных зданий в скоростном режиме, в частности интенсификации твердения бетона.

Автор выражает надежду, что призыв к началу решения проблем будет услышан, и они (те самые проблемы!) начнут решаться собственными силами проектировщиков и производственников на местах без надежды на «светлое будущее», каждый раз обещаемое нам за терпение. Есть здесь на что обратить внимание и более «компетентным» в данных вопросах представительствам, чтобы в очередной раз не испытывать нас пустым ожиданием.

Монолитный бетон в строительстве: состояние и перспективы развития.

Сейчас много говорится о бетоне, особенно после предписания «восхвалить его преимущества» на II Всероссийской (Международной) конференции по бетону и железобетону (2005г). Не секрет, что железобетон становится основным строительным материалом, применяемым в столице при строительстве жилья, объектов соцкультбыта, в промышленном строительстве, в эффективном освоении подземного пространства, транспортном строительстве, при возведении зданий и сооружений, определяющих облик городской архитектуры. Наглядным и крупным шагом современного развития московского монолитного строительства является программа возведения высотных зданий.

Раз предписано, то, следуя указаниям прошедшей конференции (РААСН, НИИЖБ, РИА, МГСУ и пр.), начнём говорить о преимуществах (и не только) монолитного железобетона. У него действительно много хороших, полезных качеств, если говорить о современном, многокомпонентном, часто модифицированном бетоне. Железобетон как материал в каркасах высотных зданий обладает рядом преимуществ по сравнению с металлом: во-первых, теплопроводность бетона в 40 раз ниже, чем стали, что предопределяет существенно более высокую пожаростойкость железобетонных конструкций по сравнению со стальными; другое преимущество — более эффективное рассеивание энергии колебаний зданий при ветровых нагрузках; в-третьих, поперечные сечения ядер жесткости или, правильнее, стволов жесткости могут иметь большие площади, что обеспечивает существенное повышение моментов сопротивления и соответственно незначительную деформативность таких зданий.

Все в больших объемах обычные бетоны замещаются многокомпонентными модифицированными, что побуждает применять компьютерное проектирование состава бетонов и технологии их приготовления, прогнозировать физико-механические и эксплуатационные характеристики, эффективно управлять структурообразованием на всех технологических этапах и получать материал с требуемыми комплексами свойств. Таким образом получают бетоны специального назначения, в которых наиболее ярко проявляются многообразные свойства бетона как композиционного материала. Здесь представлена вся палитра строительно-технических свойств: особо высокопрочные, особо высокоплотные, особо быстротвердеющие, кислото- и жаростойкие, бетоны-утеплители, радиоэкранирующие и радиационно-изолирующие, электропроводящие, биостойкие, морозостойкие и многие другие.

Железобетон, как ни один другой материал, является важным формообразующим элементом современной архитектуры. При этом реальные возможности достижения архитектурной выразительности сооружений из бетона еще очень слабо использованы отечественными архитекторами и проектировщиками — повсеместно встречается монолитный железобетон в унифицированных модульных зданиях, подходящих больше для сборного строительства. В результате сложилось ложное мнение о малой внешней привлекательности бетонных зданий и сооружений. Также одним из наиболее перспективных путей реализации концепции эстетичного строительства из бетона является применение архитектурного бетона с повышенными декоративными свойствами и эксплуатационными характеристиками. Технология архитектурного бетона при изготовлении декоративных фасадных элементов, скульптурных рельефов средств малой архитектуры предусматривает использование высокоподвижных литых или самоуплотняющихся бетонных смесей. При этом для повышения декоративных свойств используются, как правило, высококачественные белый и цветной цементы, а наличие сложного рельефа поверхности и мелких деталей орнамента требует применения заполнителей с ограниченной максимальной крупностью. Важным показателем качества таких бетонов является отсутствие усадки.

Большое развитие монолитное и сборно-монолитное домостроение получает не только в Москве, но и в других городах, где становятся доминирующим методом в общей структуре строительного комплекса. Этому способствуют освоение новых технологий, использование современных опалубочных систем, комплексной механизации и индустриализации технологических процессов приготовления, доставки, подачи и укладки бетонной смеси, применение ускоренных методов твердения при всесезонном производстве работ.

Очевидно, что одним из наиболее перспективных направлений строительного материаловедения нового века будет создание сверхвысокопрочных материалов с принципиально новыми характеристиками, приближающими их к металлу, керамике и полимерам. Эту перспективную и серьезную задачу можно решить, привлекая комплексные модификаторы специального назначения, с использованием которых окажется возможным получить группу специальных вяжущих.

Таким образом, надлежит изменить взгляд на технологию бетона, решительно преодолеть бытующее пока отношение к бетону как к материалу, который будто бы сам по себе приобретает или не приобретает желаемые свойства. Необходимо изменение подхода к монолитному бетону, осознание его эффективности в довольно широкой области промышленного, гражданского и жилищного строительства, что требует как пересмотра технологии возведения зданий и сооружений в целом, так и отношения к созданию его материально-технической и информационной базы.

«Крутое пике» в строительстве: есть ли выход?

Выход есть всегда, однако он требует реальной продуктивной работы…

Если с преимуществами монолитного бетона всё как бы ясно, то, говоря о проблемах, надо упомянуть и о тех, которые носят масштаб общенационального бедствия в строительстве, конкретно — «Закон о техническом регулировании» и проектно-техническая нормативная база. По первому уже многое сказано, ситуация охарактеризована как «правовой вакуум», даже наметились пути выхода из неё — ввиду несостоятельности данной идеи будут введены поправки к соответствующему закону. Фактически отменённые СНиП, которые должны замениться техническими регламентами в течении 7 лет (с 2003г по 2010г) так и продолжают быть основой практического руководства для многих, правда за всё большим исключением. Ожидавшийся переход на европейские стандарты не произошёл, и регламентов в строительстве до сих пор не появилось. Однако даже возвращение к старой системе СНиП не решит проблемы: они безнадёжно устаревают.

Надо сказать, что наша система нормативных документов в строительстве (ГОСТ, СНиП) если не сказать, уникальна, то одна из лучших (по этому же принципу построена немецкая DIN). Поэтому её необходимо сохранить и совершенствовать. Строительное производство связано с постоянным развитием, что требует регулярного пересмотра и внесения соответствующих изменений, но это было несколько игнорировано в последние годы, в результате чего имеем то, что имеем. Наша экономика шагнула далеко вперёд, и это не повод отказываться от всего старого — впереди много работы: необходимо пересмотреть и переиздать практически все документы, причём следует воздерживаться от существующей тенденции упрощения и укрупнения.

Также необходимо вернуться к практически утраченной системе технологического проектирования, в т.ч.  типовым технологическим картам. Практика показывает, что во многих случаях они служат хорошим подспорьем для развивающихся, набирающих опыта фирм, а также являются отправной точкой для разработки более сложных индивидуальных решений. Анализ применяющихся «вновь изобретённых» ТК позволяет сделать вывод о зачастую безответственном подходе к их составлению со стороны многоуважаемых организаций. Также многие фирмы, воодушевившись идеей свободного нормотворчества, занялись разработкой собственных стандартов — пусть это и неплохое, проверенное временем (на основе СП — стандартов предприятий), может и перспективное направление, но всё же нуждается в ограничении жёсткими федеральными законами. Подводя итог, хочется кричать о том, что накопленный десятилетиями опыт многих должен сохраняться, преумножаться и использоваться, а не гнить в подвалах и подвергаться бессовестному уничтожению.

Монолитный бетон, принесённый к нам в начале 90-х иностранными фирмами как материал массового строительства, хоть и не был нов, но не имел достаточной проработки даже в старых документах, не говоря уже о том, что новые так и не спешат появляться. Возведение зданий и сооружений в монолитном исполнении стало обычным делом не только в столичном мегаполисе, но и в других городах — строят здания от самых обыденных до поистине грандиозных. Причём строят на свой страх и риск — а затем уже смотрят, что из этого получается. Так из практики рождается закон. Москва строится ввысь — не одно здание было возведено до того времени, как появился первый документ о высотном строительстве (свыше 25эт или 75м), начались работы по проблематике высотного строительства… Но это, можно сказать, кульминация, в основе которой лежит комплекс более мелких, отдельно значимых проблем.

Современное монолитное строительство нацелено на скорость производства — сокращение его до темпов оборачиваемости опалубки (вернее её монтажа/демонтажа), использование несъёмных форм. Прибыли от досрочного ввода в эксплуатацию объектов и фактическое отсутствие нормирования и контроля производственного процесса ставят под вопрос надёжность такого строительства. Всё чаще бракоделы выигрывают дела в судах, и прогнозы специалистов весьма удручающие: в последующие 3–4 года число аварий только увеличится. Особенно хочется обратить внимание на базовые проблемы монолитного бетона, которые встречаются ежедневно, требуют решения в первую очередь, которые наследуются и усиляются в скоростном строительстве:

  • Переопирание горизонтальных конструкций, раннее нагружение. Производится для ускорения оборачиваемости опалубки при недостаточном её количестве, имеет место в скоростном строительстве. Наблюдается недостаточная проработка данных положений как в теоретическом плане, так и на практике, что вследствие вызывает если не разрушение, так повышенную деформативность зданий. Повсеместно эти решения не обоснованы и часто, что говорится, взяты с «потолка». Из-за отсутствия простых и доступных механизмов расчёта функция определения критериев по данному пункту ложится на проектные организации, которые также не всегда способны достоверно оценить каждый конкретный случай. Возможно, именно отсюда наметилась тенденция ухода от ранней распалубки, однако в целом это проблемы не решает.
  • Интенсификация твердения бетона, совмещение работ. До сих пор в целях сокращения сроков строительства используется ускорение набора прочности бетоном с внесением добавок или подводом тепловой энергии. Процесс набора прочности бетоном сопровождается технологическими перерывами, т.е.  «мёртвым временем», которое нельзя использовать для совмещения работ на участке. Данное противоречие вызывает множество нарушений, как технологических, так и по технике безопасности. В условиях скоростного строительства требуются принципиально новые организационно-технологические решения по проектированию и производству термообработки бетона в увязке с сопутствующими и последующими работами, темпами производства. Требуются новые решения по способам интенсификации, огромное будущее за новыми вяжущими.
  • Контроль качества бетона, повышение квалификации персонала стройки. Этот вопрос является принципиальным и в каждой конкретной организации решается или не решается по-своему. Никто не станет спорить, что качество отдельных работ, а затем и всего строительства зависит не только от качества используемых материалов и конструкций, но и от квалификации ИТР стройки, рабочих. Грамотные люди, осознавая всю ответственность своей работы, будут избегать прежде всего технологических ошибок, это позволит повысить самоконтроль отдельных рабочих и бригад в целом. Положительным фактором является материальное стимулирование не только за кубы, но и за качество. Контроль качества бетона на объекте монолитного строительства должен присутствовать в ходе производства работ непрерывно и осуществлять реальную поддержку производству. Это значит, что контрольные органы должны не «набегами» посещать объекты с целью выявления возможных вопиющих нарушений и последующим выяснением обстоятельств, а осуществлять непрерывное наблюдение и, располагая необходимым знанием и техническим оснащением, не только фиксировать возникающие отклонения, но и давать своевременные рекомендации по их устранению. Здесь могут быть наиболее эффективными группы оперативного непрерывного контроля, обладающие соответствующими полномочиями. Однако все эти мероприятия так и остаются на совести соответствующих сторон, а ослабление государственного надзора далеко не всегда ведёт к усилению их ответственности.

Здесь названы далеко не все проблемы монолитного строительства, их, к сожалению, остаётся предостаточно. Но каждый поставленный вопрос извлекает на свет ещё множество задач, которые нужно решать, а ответы вполне можно найти и не в таком уж далёком будущем. Шаг за шагом нам предстоит преодолевать эти проблемы, потому что без их решения не будет прогресса в национальной строительной индустрии. Из сложившейся ситуации выход один — длительное и кропотливое восстановление регулирующих норм в строительстве при совместном участии ведущих исследовательских институтов и соответствующих ведомств, постепенный переход на высокотехнологичные способы производства работ. Не стоит надеяться на чудо или коренной переворот в науке и технике — каждый маленький, но в верном направлении шаг станет основой и отправной точкой для последующего, задаст движение по направлению к улучшению условий и качества строительства в каждой отдельной организации, строительной отрасли в целом.

Технология тепловой обработки бетона в скоростном монолитном домостроении: особенности существующего положения или откуда берутся проблемы. Целесообразность и ограничения.

Скоростное всесезонное монолитное строительство (СВМС) — это, прежде всего, комплекс мер, который содержит в себе весь спектр организационных и технологических мероприятий, направленных на сокращение сроков производства работ и снижение трудоемкости при неизменном качестве, когда в практике становится реальным возведение в монолитном исполнении 6…12 этажей в месяц. То есть скоростное строительство это уже не просто зимнее или всесезонное, а предполагающее определенные мероприятия по организации работ в круглосуточном и круглогодичном режиме, специальные инженерные методы выдерживания и обогрева бетона в течение отводимых для этой цели 12…48 часов, как в зимнее, так и в летнее время.

Следовательно, технология бетонирования с применением тепловых методов ускорения твердения бетона является одним из важнейших направлений скоростного строительства с возведением монолитных железобетонных конструкций. Однако, если при решении вопросов, касающихся выдерживания бетона, раннее исходили от стандартных сроков этого самого выдерживания, то сейчас эти сроки зависят от общей организации работ на объекте и зачастую сокращаются на столько, что обычными способами достичь необходимой распалубочной прочности бетона не удается. Ответ на поставленную задачу ранее находили в основном в дополнительной интенсификации процесса набора прочности бетоном. Соответственно возникал вопрос — насколько оправданным экономически и технически будет дальнейшее сокращение сроков термообработки? От того еще и замешательство: толи греть не выгодно, толи быстро строить…

Строят у нас при минусовых температурах довольно давно, опыт накоплен обширный, однако анализ этого опыта, как отечественного, так и зарубежного, показал, что проблемы развития технологии зимнего бетонирования, как основы СВМС, с системных позиций до последнего времени не изучались или такие попытки были весьма слабыми.

Сведений о методах интенсификации твердения бетона существует предостаточно, однако носят они разрозненный и порой весьма противоречивый характер. В современных публикациях явной, за редким исключением*, становится тенденция выборочного переписывания материалов прошлых лет. Как следствие в качестве методологического материала инженер-проектировщик может иметь несколько пособий по обогреву бетона, в которых изложено общеизвестное описание методов ускорения твердения или весьма некомпетентного характера типовые технологические карты. В научных изысках никто разбираться соответственно не станет, да это и незачем.

Отсюда современное представление о технологии тепловой обработки бетона складывается из зачастую неверных типовых решений и некоторого производственного опыта как собственного, так и своих коллег. Собственно проектирования обогрева и выдерживания, как правило, попросту не выполняется, так же как и не выполняется контроль непосредственно на строительном участке — исполнители остаются лишь наблюдателями. Только немногие организации в силу собственного опыта способны использовать проектируемость и управляемость процессов в технологии тепловой обработки бетона. Соответственно скоростное строительство не может базироваться просто на одном ускорении набора прочности бетона, поскольку этот ресурс уже практически исчерпан — будущее за новыми вяжущими. Но строим мы сегодня, следовательно, нужен другой подход. Одна из составляющих такого подхода может состоять в задействовании определенного временного резерва самого процесса обогрева бетона — в совмещении сопутствующих и последующих работ с ним. Проблема возможности совмещения работ особенно актуальна для перекрытий.

При всей кажущейся простоте у скоростного монолитного строительства имеется целый ряд других специфических проблем, связанных, в основном, с дефицитом времени и средств, которые ведут к возвращению на прежние, весьма длительные сроки производства, а игнорирование таких проблем приводит к снижению качества получаемой продукции и повышенной аварийности. Не следует так же заблуждаться, считая, что СВМС станет массовым — оно возможно не всегда, не везде и не у всех, хотя стремиться никто не запрещает (признанно, что 4-6эт/мес. это и так уже много). И в ближайшее время оно будет «вне закона» до тех пор, пока не появится соответствующая нормативно-методическая база, позволяющая вывести и обосновать все применяемые методы производства, поскольку «мы строим на свой страх и риск, а затем уже смотрим, что из этого получается». Однако при таких, даже не очень радостных обстоятельствах скоростное монолитное строительство остается наиболее целесообразным для бурно развивающегося мегаполиса. Из изложенного не трудно предположить, что предметом дальнейших исследований в этой области будут, по сути, являться те самые «серые» технологии, которые путем последовательного доказательства их качественной эффективности и включения в комплекс организационно-технологических мероприятий выведутся на принципиально новый уровень.

Итак, если вернуться к современным технологиям ускорения твердения бетона, то они из-за отсутствия надежных и недорогих химических добавок — ускорителей твердения в основном базируются на применении различных методов прогрева бетона с его последующим выдерживанием до достижения нормативных значений критической и распалубочной прочности. Из всех используемых когда-либо методов и способов тепловой обработки и безобогревного выдерживания практика применения их в производственных условиях привела к естественному отбору наиболее эффективных, простых и технически совершенных, которые становятся основой скоростного строительства.

Углубляясь в методы обогрева бетона, можно сделать вывод, что основными, которые допускает рассматривать СВМС являются: электропрогрев вертикальных конструкций стержневыми электродами; внутренний кондуктивный прогрев практически любых конструкций греющим проводом; конвективный обогрев с помощью теплогенераторов в закрытых объемах; ограниченно возможен обогрев греющими опалубками. Остальные методы, даже в некоторых случаях эффективно использующиеся, не отвечают в полной мере условиям СВМС по технологичности производства. Отбор осуществлялся по принципу: простота устройства, возможность совмещения обогрева с последующими работами, наименьшая трудоемкость и стоимость, универсальность, максимальная интенсификация процесса твердения бетона. Каждый из методов наиболее эффективен в определенных условиях, что в сумме дает возможность возводить с их помощью любые монолитные конструкции и здания.

Все методы выдерживания бетона (обогревные) можно разделить по способу подвода тепла на две основные группы: это собственно электропрогрев (тепло выделяется непосредственно в массиве бетона) и контактный нагрев (распространение тепла от источника посредством теплопроводности).

При использовании второй группы методов бетон конструкций нагревается непосредственно теплоносителем только в поверхностных слоях (зонах «контакта» с теплоносителем), а остальная масса разогревается кондуктивно (за счет теплопроводности бетона). Здесь в значительной мере происходит «саморегулирование» скорости разогрева, обусловленное теплопроводностью материала 1,2–1,5Вт/м0С и составляет, как правило, 15-200С/ч. Потому при ограничении температуры и скорости разогрева на поверхности бетона (палубы, границы соприкосновения и т.п.) каких-либо серьезных структурных нарушений возникать не должно.

В первом случае, когда электропрогрев в значительной мере не связан с теплофизическими характеристиками бетона, технологическая скорость разогрева должна зависеть в первую очередь от формирования прочностного поля по объему конструкции и характера физических процессов, протекающих в материале. Имеется ввиду, что скорость разогрева обуславливается подаваемым напряжением и электрофизическими свойствами бетона, т.е.  разогрев и изотермическое выдерживание являются процессами регулируемыми, в то время как при подаче тепла кондуктивно они трудно поддаются регулированию. Однако здесь есть один большой недостаток — эти процессы зависят от большого числа непостоянных факторов, что существенно усложняет это самое регулирование.

И если обогрев делить ещё и на внутренний и внешний, то среди рассматриваемых методов к внутреннему относится обогрев греющим проводом и электропрогрев, а к внешнему — теплогенераторами и термоактивными опалубками. Эти две группы как раз и составляют сейчас основную конкуренцию, причем между собой.

К преимуществам первого можно отнести: эффективность внесения тепла самого принципа; идею о практическом отсутствии последующего обслуживания; возможность совмещения работ на одном участке, универсальность греющего провода. Существуют и недостатки: потери греющего материала; трудность контроля температуры нагревателя и бетона внутри конструкции, а при электропрогреве еще добавляется зачастую весьма неопределенного характера распределение температурного поля, электронебезопасность.

Наружный обогрев опалубками вроде как лишен проблем с распределением температур, а закономерная неоднородность их при конвективном обогреве уже не является проблемой, скорее особенностью продуманной технологии. С контролем тоже как бы все в порядке. Однако здесь присутствуют некоторые минусы, выявляющиеся в скоростном строительстве: греющие опалубки — это хорошо, но сколько времени нужно держать конструкцию в ней зимой при скорости загружения этаж в три дня? Сутки-двое — это мало приемлемо. Правда для перекрытий такой вопрос не встает. Конвективный обогрев требует эффективной теплозащиты как самой теплоизолирующей завесы, так и обогреваемой конструкции — хотя бы сверху если греется сразу весь этаж. Так же здесь возникает вопрос совмещения работ, что бывает не всегда удобно. То есть исполнение довольно хлопотное и без определенного опыта может не ускорить, а наоборот, затормозить сам процесс возведения здания.

При прочих равных условиях технология обогрева на объектах должна быть построена на использовании пониженного напряжения (55-65В) для возможности единовременного обогрева различных конструкций от одной КТПТО(ТМО) и совмещения последующих работ на участке обогрева без нарушения техники электробезопасности. Условия длительности и интенсивности обогрева могут несколько варьироваться из соображений соотношения уровней прочности конструкций с их последующим загружением. В этом плане скоростное монолитное домостроение позволяет радикальным образом изменить соотношение времени монтажа опалубки и времени выдерживания бетона. То есть бетон здесь реально может достичь распалубочной прочности в течение 4–8 часов (для вертикальных конструкций с догревом) и 1,5–2 суток (для горизонтальных конструкций с переопиранием) причем даже в зимнее время, а скорость возведения этажа приближается от 5 к 2 дням (от 6 к 14эт/мес). Дальнейшее сокращение сроков выдерживания бетона в опалубке может быть нецелесообразно вследствие отсутствия последующего фронта работ, так как оборачиваемость опалубочной системы в большей степени начинает зависеть от времени ее монтажа и демонтажа.

Если говорить о технологиях «зимнего бетонирования», то они уже сами по себе являются, в сущности, ресурсосберегающими, так как ценой дополнительных энергозатрат достигается возможность: сократить сроки строительства в 5–10 раз; эффективно использовать трудовые ресурсы и оборудование, в частности, опалубку; применять более дешевые бездобавочные бетонные смеси; исключить замерзание бетона в раннем возрасте и гарантировать требуемое высокое качество возводимых конструкций.

Однако опять же в современных условиях, когда высокие темпы производства работ ставят новые требования к технологии и, в частности, к методам обогрева и выдерживания бетона, переход к СВМС немыслим без организационно-технологических мероприятий, направленных на устранение существующих проблем методологического, технического и квалификационного характера, присущих современному монолитному строительству. Такие мероприятия должны базироваться на разработке и использовании прогрессивных технологий, обеспеченных своевременной информационно-технической поддержкой, надежность систем которых определяется в комплексном научно-техническом подходе.

Вместо библиографического списка:

Нельзя обойти вниманием такие источники полезной информации, как совокупность различных статей, нормативной литературы, типовых и индивидуальных решений в части интенсификации бетонных работ, рекомендаций по проектированию и осуществлению термообработки бетона, и конечно же, собственного опыта автора и опыта ведущих фирм, специализирующихся на данных проблемах.

Не будут упоминаться очень хорошие, но видимо от того практически недоступные ресурсы, которые приводятся в работах учёных, и людей, старающихся на них походить, а также необходимо вспомнить, что ожесточённой критике здесь подвергались не все современные работы, к примеру:

*[В книге «Технология зимнего бетонирования. Оптимизация параметров и выбор методов» — Челябинск: изд-во ЮурГу, 1999г, 156с Головневым С.Г.  рассматриваются количественные математические методы обоснования и выбора решений в области технологии зимнего бетонирования с применением компьютеров. Здесь дана классификация способов зимнего бетонирования, параметров и критериев оценки протекания соответствующих процессов, а также обоснованы новые способы возведения монолитных железобетонных конструкций в зимних условиях, учитывающие эффект раннего нагружения, оценено влияние условий выдерживания на свойства зимнего бетона.]

Однако из уважения к авторам и изданиям, по чьим материалам изложены здесь некоторые интерпретированные выдержки, следует их упомянуть:

  • №37/2005 «Строительная газета», 20.09.2005, Бетон и железобетон. Возможности совершенствования.
  • №5/2005 «Строительство», 27.07.2005, Регламенты и СНиПы: хотели как лучше…
  • «Новое в технологии возведения монолитных зданий и сооружений в зимнее время». Справочное и учебное пособие…, 2004г.